Вопрос : Что такое мелкая
моторика, для чего её нужно развивать?.
Ответ учителя - логопеда.
Развитие мелкой моторики как предпосылки к развитию речи.
Мелкая
моторика – это:
движение
пальцев рук;
точность
этих движений;
сила
пальцев и кистей;
скоординированность
движений пальцев, кистей;
согласованность
движений пальцев одной и другой руки;
способность
выполнять точные, тонкие движения
пальцами.
У
детей мелкая моторика формируется
постепенно: от более простых движений
к более сложным, тонким.
Давно
известен и доказан факт, что развитие
мелкой моторики тесно связано с речевым
развитием, поэтому с самого раннего
детства нужно заниматься ладошками,
пальчиками малышей. Для этого можно
использовать резиновые мячики разной
величины, пластиковые шарики, мозаики,
конструкторы, счетные палочки, природный
материал (орехи, желуди, камушки и т.д.),
карандаши.
Материал
подбирается в соответствии с возрастом:
от более крупных величин к более мелким.
Работая
с мелкими предметами важно контролировать
своего ребёнка, следить за его
безопасностью. Очень полезно использовать
раскраски, обводки, рисование, лепку из
пластилина, теста. Можно привлекать
малыша к посильным кухонным работам
под контролем взрослого (перебирание
гороха, фасоли, нарезка овощей и так
далее). Очень важно сопровождать свои
действия речью, используя потешки,
стихи, фразы, присказки.
Развитие
мелкой моторики должно стать повседневным,
интересным, непринужденном занятием.
Так, играя, мы не только развиваем руки,
пальцы, - мы развиваем речь и готовимся
к овладению графическими навыками.
Вопрос: Как развивать у ребенка-дошкольника связную речь, и какой
должна быть связная речь при поступлении в школу?
Ответ
учителя-логопеда Тимощук Н.В:
Связная
речь – один из более важных компонентов речевого и общего развития ребенка. От
уровня развития связной речи зависит общее развитие ребенка и его успешность в
школьном обучении.
Программа
школьного образования, даже 1 класса очень насыщенная, динамичная, предполагающая
наличие у детей сформированных определенных умений, навыков, знаний, в том
числе и в связной речи. Начиная с 1 класса, детям предстоит писать небольшие
сочинения, выполнять творческие литературные работы и проекты, которые целиком
зависят от уровня развития связной речи.
Как
же помочь ребенку развить связную речь и подготовиться к школе?
Вот некоторые советы:
¾
начиная с самого раннего возраста,
сопровождайте свои действия речью;
¾
общаетесь с ребёнком понятным для его
возраста языком;
¾
приучайте ребенка к диалогу: задавать и
развернуто отвечать на вопросы;
¾
читайте ребёнку детские произведения в
соответствии с возрастом;
¾
обязательно обсуждаете прочитанное,
задавая вопросы по сюжету;
¾
рассматриваете картинки в книгах и
составляйте по ним речевое сопровождение;
¾
организовываете совместный просмотр
мультфильмов, детских передач с последующим обсуждением;
¾
формируйте интонационную выразительность
речи: радость, испуг, удивление, вопрос, слёзы и так далее;
¾
формируйте у ребенка привычку подробно
рассказывать о проведенном времени в детском саду, у друга, у бабушки, на
детском празднике и так далее;
¾
учите ребёнка фантазировать: придумывать
истории, продолжение сказок, смешные небылицы;
¾
посещайте с ребёнком детские спектакли,
фильмы, музеи, развивающие студии – всё это способствует развитию связной речи
и расширению кругозора;
¾
моделируйте ситуации, побуждающие ребенка
к речевому общению: спроси у папы…, передай бабушке…, расскажи воспитателю… и
так далее.
К началу школьного обучения ваш ребёнок
должен уметь:
¾
вести диалог;
¾
уметь связно рассказывать об увиденном,
услышанным, прочитанном;
¾
составить развёрнутый рассказ по картинке,
серии картинок;
¾
последовательное и связано передать сюжет
сказки, рассказа, мультфильма;
¾
эмоционально окрашивать свою речь.
К
Помогите своим детям! Желаю вам успеха!
Вопрос: учитель на подготовительных курсах в школе сказал, что речь у моего ребенка не развита, он не умеет составить рассказ по картинке, не говорит полным предложением. Что делать, чтобы помочь ему?
Ответ логопеда: О
хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят
много. Однако родители не всегда
осознают, как эту речь развивать.
Часто
можно услышать: "Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили,
объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет; сам ребёнок не
может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать..."
Какими же упражнениями
можно развивать речь?
1.
Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте
внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи,
спрашивайте, что значит то или иное слово.
2.
Играйте в игру "Доскажи словечко": взрослый читает короткое
стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
3.
Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход
"по делам" или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно
отнести:
-
какими словами, красками можно описать время года;
-
назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только
весёлые слова;
-
расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он
может делать (назови как можно больше глаголов) и так далее;
4.
Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что
больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5.
Играйте в игру: "Найди ошибку в предложении". (в лес растут грибы.
Шишки растут... ёлки.)
6.
Учить ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из
начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого,
как вечер).
7.
Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.
Помните!
Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка
недоверия - и увлечённый "говорун" сразу скиснет.
Желаю всем
успеха!
Вопрос: Для чего нужна артикуляционная гимнастика и нужно ли ее
делать в домашних условиях и как поступить, если ребенок не хочет ее выполнять.
Ответ логопеда: Уважаемые
родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что
выполнение артикуляционных упражнений – трудная Работа для ребенка. Никогда не
укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут малышу
уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а
значит быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Если вы хотите помочь
своему ребенку, не забывайте, что:
- для
появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
- родители,
воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно
достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так
и для окружающих;
- необходимо
выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
- ребенок
не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой». Он пока не может
правильно пользоваться русским языком. Ему
нужна помощь! Желаю всем успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий